Размышления о факультативе

Книги по языкознанию

Недавно кафедра русского языка Павлодарского пединститута провела олимпиаду старшеклассников. Ничего особенного. Это уже не в первый раз. Как водится в таких случаях, были победители, были и побежденные.

Интересно другое. Среди призеров, занявших три первых места, двое – из СШ № 16, где два года читается факультативный курс «Русское слово как предмет языкознания». Программа курса предполагает дать учащимся, заинтересованным в изучении русского языка, достаточно широкие знания по теории и практике предмета, далеко выходящие за рамки обычной школьной программы. Поэтому о работе этого факультатива хочется сказать особо.

Этот курс здесь читается со дня организации школы – два года. Ведет занятия кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Павлодарского пединститута Р. М. Гейгер. Он рассказывает, что в прошлом учебном году, когда еще не было программы курса, утвержденной Министерством просвещения, приходилось работать по своей, оказавшейся впоследствии очень близкой к одной из утвержденных программ. В целом можно сказать, программа в его интерпретации представляла собой упрощенный вузовский курс «Введение в языкознание». Насколько этот курс упрощен, можно судить по темам докладов, которые делали старшеклассники. Их интересовали вопросы возникновения письменности вообще, славянской и русской в частности, фонетические средства русского языка, понятие фонемы и состав фонем русского языка, русская лексикология, этапы словообразования и многое другое. В серьезности исследования учащихся свидетельствует самостоятельное изучение ими отдельных доступных работ профессоров МГУ А. И. Моисеева и Н. М. Шанского, профессора института языкознания Академии наук СССР Е. А. Земской, академика Л. В. Щербы и других.

Естественно, что за два года учащиеся сумели получить конкретные знания по ряду разделов языкознания, что, несомненно, расширило их кругозор, привило любовь к лингвистике и в определенной мере подготовило к выбору профессии.

«Теперь нам ясно, почему десятиклассницы СШ № 16 Таня Деренчук и Светлана Василенко заняли на олимпиаде соответственно I и III места и получили персональное приглашение от кафедры русского языка поступить на филологический факультет пединститута. Туда же вместе с ними решили поступить еще несколько участников факультатива.

Некоторые наблюдения за работой этого факультатива и особенно конечный результат приводят к мысли, что подобные факультативные занятия в школах города, особенно в крупных, необходимы. Школьная программа еще недостаточно раскрывает содержание этого предмета и мало способствует привитию любви к языку. Кроме того, было бы весьма и весьма целесообразным, чтобы другие преподаватели кафедры русского языка ППИ взялись читать эти курсы, а учителя школ посещать занятия с целью приобретения опыта ведения факультативного курса по языку.

Теперь о факультативе вообще. Факультативные занятия в школах организуются для углубления знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей. Это по сути одна из форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры. Поэтому вполне естественно, что ведение факультативных занятий должно поручаться высококвалифицированным учителям, специалистам различных областей народного хозяйства, преподавателям вузов. Безусловно, правильно сделали руководители СШ № 16, пригласив читать «Русское слово как предмет языкознания» доцента Р. М. Гейгера.

У нас есть возможность сконцентрировать усилия ученых города в развитии интереса учащихся к науке. Известно, что часы, отпущенные по учебному плану, можно внутри школы или даже нескольким школам суммировать. В Донецке, например, этим воспользовались и организовали подобие «малой академии наук», где со школьниками ведут занятия по сугубо научным факультативным курсам ученые университета, политехнического, медицинского и других институтов. Нам можно ввести форму наиболее целесообразного использования факультативных часов.

В городе два учебных института, есть крупные проектные организации, промышленные предприятия, располагающие специалистами, не только знатоками своего дела, но и людьми высокообразованными, разносторонне эрудированными, способными увлечь ребят. Кто сможет лучше прочесть курс «Химия в промышленности» — учитель химии или инженер-химик? Кто лучше сумеет увлечь учащихся основами эстетики и искусствознания – учитель, актер или художник? Несомненно, есть целый ряд курсов, которые должны вести учителя.

Сейчас, когда в школах подводятся итоги прошедшего учебного года, когда особенно четко станут видны успехи и достижения, а также ошибки и недоработки, особенно тщательно надо бы подумать, насколько продуктивно были организованы факультативные занятия. Руководителям школ, очевидно, следует проверить соответствовала ли тематика, профиль и проведение занятий интересам учащихся, а главное требованиям современной педагогической науки. Надо задуматься над тем, кто ведет эти занятия – вчерашний выпускник пединститута, опытный учитель или преподаватель вуза, а может быть, прекрасно знающий свое дело высококвалифицированный специалист. В каждом отдельном случае следует видеть оптимальный вариант, дающий возможно большую пользу делу.

Ф. ТАРАСУЛО,
преподаватель литературы
СШ № 28 Павлодара

Газета «Звезда Прииртышья» №105 (10868)  от 30 мая 1974 года.