Профтехучилище? – это неплохо…

Учащиеся профтехучилища

В 7-м классе на последней парте сидит ученик. Он значительно выше своих сверстников, парта ему мала. Ему скучно. Он поворачивается, перебирает от тесноты ногами, пытается заговорить с товарищами, смотрит в окно. Его не интересуют ни формулы сокращенного умножения, ни лермонтовская «Песня про купца Калашникова…», ни история нашей страны. Учитель прерывает объяснение и в который раз просит его принять участие в работе класса или хотя бы не мешать работать другим. Напрасно. Ему скучно. Он ищет развлечений, поэтому и отвлекает окружающих. И вот время, предназначенное для класса, для тех, кто хочет учиться, учитель вынужден тратить на того, кто не учится сам и не дает учиться другим.

Ученика и его родителей слушали на заседании классного и школьного родительского комитетов, на педсовете, давали родителям рекомендации о путях его перевоспитания. Но родители уже бессильны и только горестно разводят руками: что, мол, делать? Такой уж он и есть.

В самом деле что делать? Почему мы в своем стремлении выполнить закон о всеобуче подчас упускаем качественную сторону работы, заботясь только о том, чтобы по школьному микрорайону обучением были охвачены все дети от 7 до 16 лет?

Согласно закону о всеобуче, предполагается, что школьник, получивший обязательное восьмилетнее образование, может продолжать его в средних массовых школах, в школах работающей молодежи, в профтехучилищах и техникумах. Учащийся, не усвоивший программы общеобразовательной школы, должен быть оставлен на повторный курс. Таково существующее положение. Это значит, что на такого ученика вновь будут затрачены государственные средства, а учитель будет снова уговаривать: «Коля, не разговаривай», «Коля, достань, наконец, тетрадь и пиши», «Коля, почему ты мешаешь Нине?». Опять Коля в центре внимания и пять старательным ученикам учитель сможет уделить лишь 60 процентов рабочего времени урока, а 40 процентов заберет второгодник. И хорошо еще, если в классе он один.

Школа не знает случая, когда учащийся, оставленный на второй год, исправился и учился бы лучше. Он ведет себя и учится по-прежнему, а зачастую и хуже. А на следующий год продолжается то же самое. В конце концов его выпускают из восьмого класса и удовлетворенно вздыхают. Вздыхают все: и учителя, и родители и сам учащийся.

Но ведь он выпущен с низким уровнем знаний, мало того, в своих неудачах в учебе он часто винит школу, учителя… Всякое напоминание об учебе на него действует раздражающе. Он учиться больше не захочет.

А не лучше ли предупредить такой финал? Не лучше ли предоставить неуспевающему школьнику возможность получать знания в соответствии с его подготовкой и способностями?

Не нужно, конечно, думать, что профтехучилище – это то место, куда можно направлять всех школьников, которые не могут справиться с программой. Однако вряд ли кто-либо согласится с тем, что в большинстве ПТУ требуется такой же уровень знаний, как в 9-м классе массовой школы или в техникуме.

Заместитель  начальника  областного  управления  профтехобразования тов. Гульев В.И. сообщил, что если учащийся из школы идет в профтехучилище, то это считается чуть ли не отсевом, во всяком случае, большим минусом в работе школы. Но почему?

Ведь учащийся может продолжать получать восьмилетнее образование в профтехучилище. И тов. Гульев, и инспектор школ облоно тов. Лайер В.Х. утверждают, что каждое профтехучилище или имеет «свою» вечернюю школу, или территориально тяготеет к такой. Следовательно, учащиеся могут получать и восьмилетнее и среднее образование. Тов. Гульев считает, что профтехучилища накопили уже достаточный опыт работы с учащимися, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут учиться в массовой школе. Их и нужно направлять в профтехучилище. Владимир Иванович упоминает факты, когда даже трудновоспитуемые учащиеся в ПТУ исправлялись. «Большой корень в нашем деле – производственное обучение», — так подвел он итог, утверждая решающее воспитательное воздействие труда.

Но охотно поступают не во все профтехучилища. Если учащийся мало-мальски успешно закончил восьмилетнюю школу, а уровень знаний не разрешает ему поступать в техникум, то в ПТУ он хочет овладеть сложной профессией.

Поэтому профтехучилища, где готовят рабочих несложных специальностей, испытывают затруднения с набором контингента учащихся. Но если бы при этих профтехучилищах правильно организовать получение учащимися восьмилетнего образования и разрешить набор из 6-8-х классов, то проблема выполнения народнохозяйственного плана по набору могла быть в определенной степени решена.

Еще одна помеха на пути учащихся массовых школ в профтехучилища. Ввиду сезонности работ сельские профтехучилища начинают свой учебный год 1 октября, т.е. тогда, когда учащиеся общеобразовательных школ уже месяц проучились и сведения об их количестве уже учтены в ЦСУ (центральное статистическое управление). Ученик хочет учиться в профтехучилище, а ему нужно месяц (!) ждать начала занятий. Если он не пойдет в школу – невыполнение закона о всеобуче по микрорайону, а если пойдет, то школа его в профтехучилище не отпускает, ибо тогда он будет числиться в отсеве и директор за это понесет ответственность.

Не будет ли целесообразным учащихся, которые собираются идти в профтехучилище, не считать отсевом и отпускать их из школы для получения производственной квалификации?

Может быть, лучше сделать так, чтобы при подаче сведений о количестве учащихся на 5 сентября указывать количество школьников, которые с 1 октября будут учиться в профтехучилище. Одним словом, над этим еще следует подумать.

Известно, что производство больше заинтересовано получать рабочие кадры из профтехучилищ, чем готовить их у себя. Это понятно, т.к. именно в профтехучилище есть профессионально подготовленные люди, которые смогут успешно воспитать и дать необходимые навыки будущему рабочему.

Именно поэтому в ряде городов и областей страны поставлена задача, чтобы выпускники восьмилетней школы получали рабочую профессию в профтехучилище. А о том, что рабочие лучше всего готовятся в профтехучилище, свидетельствует и то, что Министерство угольной промышленности СССР предусматривает до 1975 года перейти к подготовке квалифицированных рабочих (главным образом механизаторов) только в системе профтехобразования.

В апреле 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования». Кроме всего остального в этом постановлении предусматривается постепенное преобразование одно- и двухгодичных профтехучилищ в учебные заведения с трех-четырехгодичным сроком обучения по подготовке высококвалифицированных рабочих со средним образованием.

Несомненно, для овладения сложными профессиями нужны достаточные знания. Но есть множество и несложных профессий, для обучения которым нет острой необходимости в глубоких знаниях общеобразовательных дисциплин. И если в профтехучилище наряду с рабочей специальностью можно получать среднее образование, то никак не видно веских причин, в силу которых учащимся нельзя получать восьмилетнее образование и несложную рабочую специальность.

Известно, что качество знаний учащихся в школе еще недостаточно высокое. Поэтому кроме мероприятий, направленных на повышение научно-методического уровня урока, нужно осуществлять и организационные меры. Одна из них – организация при профтехучилищах, готовящих рабочих несложных профессий групп, в которых учащиеся смогут получать восьмилетнее, а потом и среднее образование.

Вывод напрашивается такой – смелее привлекать учащихся 6-8-х классов в профтехучилище. Это даст возможность народному хозяйству быстрее получить квалифицированных рабочих, а техникумам и вузам – хорошо подготовленных выпускников.

Ф. ТАРАСУЛО,
преподаватель СШ № 28
г. Павлодара

Газета «Звезда Прииртышья» № 7 (9994) от 12 января 1971 года.