Перед тем, как переступить порог

…Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь…

Во время урока

Такая тишина, что, кажется, слышно прерывистое от волнения дыхание чтеца. Страстность поэта-гражданина, его патриотизм передаются слушателям. Взволнованные, они впитывают чеканные строки, полные призыва к выполнению общественного долга, к борьбе.
Урок литературы в 9-м классе. Лирика Некрасова. Перед старшеклассниками не учительница Римма Хайрутдиновна, а студент выпускного курса филологического факультета Михаил Касаткин.

Сколько работы, раздумий и сомнений предшествовало уроку. Предлагались и отбрасывались варианты урока, разрабатывалась последовательность его этапов, определялась дозировка времени, тщательно отбирался фактический материал. И вот урок готов. Но он готов, так сказать, в чертежах. Теперь его надо материализовать, передать содержащиеся в нем знания учащимся с тем, чтобы впоследствии трансформировать их в убеждения.

Проведение урока предусматривает не только сообщение определенных знаний. Это и воспитание подрастающего поколения на лучших примерах русской, классической и советской литературы. Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Чернышевский, Горький и Маяковский… Это образцы жизни, борьбы, литературного и общественного подвига. Они сами, их социальные идеалы, воспроизведенные на страницах книг, должны стать для школьников жизненным примером, мерилом их нравственности и морали. Но для этого нужно убедить, доказать словом самого художника, фактами его биографии, отзывами современников о нем и, наконец, главное, своим словом, своей убежденностью. А это, последнее, пожалуй, наиболее трудное.

У некоторых контакт с классом начался с воскресника по уборке школьной территории, с подготовки к праздничным торжествам, с коллективного просмотра спектакля «Эй, ты, — здравствуй!». От внеклассной работы к уроку пришли Галина Звонская, Людмила Шулик, Галина Муратаева и другие практиканты.

Шаг за шагом и уже тверже и увереннее звучит голос будущего учителя. Уже можно слышать вопросы проблемного содержания, разнообразились методы обучения. Но все это в труде, в кропотливой работе, когда приходилось перечитывать изученное, вспоминать, много работать над собой.

— Потом мы как-то втянулись, стали готовиться тщательнее, и все пошло сравнительно лучше, — признается Светлана Сатыбалдина.

Сара Сагинаева,  Валерий Рачкин и Светлана Сатыбалдина проходили практику в 5-х классах. Уроки шли параллельно, но студенты разрабатывали различные варианты одного и того же урока, чтобы найти оптимальный метод объяснения нового материала. Дорогу одолеет идущий, поэтому Светлана Сатыбалдина пишет: «Практика дала нам очень много. Только здесь мы до конца прочувствовали свою профессию. Так много нужно уметь, знать».

Трудности работы в школе, временные неудачи не огорчали практикантов, рядом находились их будущие коллеги, соратники по трудовому ремеслу, опытные педагоги. Сколько доброжелательности, старания и знаний нашли студенты у учителей русского языка и литературы СШ №28 Гузенко Лидии Николаевны, Шуваловой Нины Васильевны, завуча школы Толстых Валентины Николаевны. И в отчете о прохождении практики Сары Сагинаевой мы читаем такие прочувствованные строки: «Мы благодарны нашим методистам и учителям средней школы № 28, которые всегда помогали нам и волновались за нас».

Самым значительным достижением практики следует считать то, что студенты почувствовали вкус к учительской работе, поняли то основное, без чего невозможен настоящий педагог. «А ведь самое главное – найти ключик к детским душам. Это я и сама поняла в процессе практики. Без этого не обойтись», — к этой мысли пришла Мария Дельнецкая.

Ф. ТАРАСУЛО

Газета «Звезда Прииртышья» № 49 (10036) от 10 марта 1971 года.