От знаний – к убеждениям

Школьный кабинет

Кабинет истории и обществоведения в средней школе № 28. Книги, папки с материалами за стеклом встроенных в стену шкафов, стенды, схемы. Оформлено все со вкусом, гармонично сочетается по цвету, форме. При этом оформление несет не столько декоративную функцию, сколько информационную. Она и в подборе материала, размерах и цвете шрифта, в расположении. В шкафах сборника произведений классиков марксизма-ленинизма, работы Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, материалы XXV съезда КПСС, книги советских историков. Есть полка, где разместились наиболее интересные рефераты учащихся. Здесь же папки с газетными вырезками, материалами по современной истории – «Идеологическая борьба», «Пульс планеты», «Страны социализма». При подготовке к занятиям помогает все: доклады, стенды, газетные вырезки.

Вот урок истории в десятом классе. Закрепляется тема «Закономерности строительства социализма в разных странах». Отвечающий указывает движущие силы революции, отмечает роль гегемона в ней, подчеркивает руководство марксистско-ленинской партии и установление диктатуры пролетариата. «Это политическая сторона. А в области экономики?» — предлагает углубить ответ Нина Никитична. Ученик знает и это, говорит о событиях дня. Постоянное требование – быть информированным – дает свои результаты.

Методы обучения и контроля за уровнем знаний довольно разнообразны. Это не только устные вопросы. Одни из ребят готовят ответы по карточкам, другие работают у доски. Ответы содержательные, глубокие, часто со ссылками на источники. Нина Никитична Прудникова дополнениями углубляет знания.

Новая тема – «Особенности развития социализма на современном этапе». Разбор темы осуществляется коллективно.

— Как проходила наша социалистическая революция и как это было в странах народной демократии?

Учащиеся указывают на многоступенчатость социалистической революции в странах народной демократии, отмечают отсутствие там гражданской войны и внешней интервенции, особо подчеркивают помощь СССР. Затем вместе с учителем выяснили суть преобразований в области политики и промышленной и аграрной экономики. А вот теперь Нина Никитична ведет школьников к пониманию роли Коммунистической партии в воспитании подрастающего поколения в период развитого социализма, говорит о мировой научно-технической революции и об отношении к ней в социалистических странах и в странах капитала. Правомерно ли при изучении особенностей развития социализма на современном этапе говорить о загнивании капиталистической системы в период империализма? Несомненно. Ибо все познается в сравнении. И поэтому вопросы социалистической интеграции и взаимопомощи социалистических стран глубже воспринимаются, если рядом показать неразрешимые противоречия в странах общего рынка и атмосферу недоверия и подозрительности между странами, где правит капитал. Именно так формируется и воспитывается чувство гордости за свою социалистическую Родину, за другие страны, ставшие на путь социалистического строительства. Так воспитываются патриоты и интернационалисты.

На уроке обществоведения та же самая идея превосходства социалистического общественного строя преподносится учителем в иной форме.

Тема «Капиталистическое производство». Учитель спрашивает:

— Как общий кризис капитализма отразился в буржуазной идеологии?

Отвечающие убедительно доказывают несостоятельность таких буржуазных теорий, как «бескризисное развитие капитализма», «постепенное врастание капитализма в социализм», ими опровергается теория «социальной лояльности», теория «народного капитализма» и «социальной конвергенции». И все основательно, глубоко, со знанием дела. Откуда это? На помощь школьникам приходит стенд: «Умей опровергать реакционные буржуазные теории».

Классу дана задача примерно такая: «На капиталистическом предприятии работает 6000 рабочих. За один час один создает стоимость в 2 доллара. Из восьми часов он пять работает на себя и три – на капиталиста. Какую зарплату получат все рабочие и чему равна прибавочная стоимость, поступающая капиталисту?»

Задача решена, и какой толчок она дала для суждений о положении рабочих в капиталистических странах.

На любом уроке присутствуют вопросы современной международной политики.

Материалы XXV съезда КПСС изучаются не только отдельными темами. Чаще учитель органически вводит их в содержание урока, и они являются естественной логической частью изучаемого.

Уроки Н.Н. Прудниковой настолько насыщены, что у ребят не остается времени для посторонних дел. Поэтому и замечаний нет. Вообще об атмосфере в классе. Светлые парты, чистота и белые шторы – наверное, не самое главное. А вот дух совместного поиска, радость открытия — это серьезнее.

Н.Н. Прудникова дает не только знания, она формирует коммунистические убеждения. Ее ученики в идейном споре всегда победители. Авторитетны в школе лекторская группа комсомольцев-старшеклассников, семинары и конференции по материалам XXV съезда КПСС, по вопросам современной международной жизни.

Завуч средней школы № 28 В.Н. Толстых говорит: «Вместе с Ниной Никитичной мы работаем лет пятнадцать. Как учитель она растет день ото дня. Бывает же такое сочетание – мастерство и редкое трудолюбие!». И, подумав: «А может, потому и мастерство, что трудолюбие?».

Ф. ТАРАСУЛО

Газета «Учитель Казахстана» № 22 (1274) от 26 мая 1977 года.