Родительский патруль

На темы воспитания

Трудно сказать, когда зародилась эта форма педагогического всеобуча и кто ее первый ввел. Но почти во всех школах Павлодара она есть и дает свои результаты.

Речь идет о родительском патруле. Вроде ясно – родители следят за поведением подростков на определенной территории микрорайона школы. Это так, но немного шире.

Просматриваем журнал дежурства родительского патруля средней школы № 2.  Там указаны график и время дежурства, определены посты, поставлены задачи. Есть там и список членов родительского комитета, за которыми закреплены педагогически запущенные подростки.

Читаем записи, а делают их администрация школы, учителя, но чаще – классные руководители. Записи, в основном, о нарушении учениками регламента школьной жизни, просьба проверить выполнение режима дня школьника, состояние его рабочего места, организацию контроля за учебой со стороны родителей и, конечно, провести беседу на определенную тему с учеником или с его родителями, или с тем и другими вместе.

Здесь же запись о результатах посещения семьи, о проделанной воспитательной работе. Это уже пишет дежурный член штаба патруля. Это, так сказать, на бумаге. А как оно выглядит на деле? Сегодня дежурит классный руководитель 8-го «б» Мишина Людмила Васильевна и с ней родители – заведующая детсадом Есикова Мария Ивановна, заместитель начальника КМТС треста «Павлодарстройпуть» Нежинский Михаил Николаевич, сотрудница СМПК-3 треста «Казколхозспецстрой» Ушакова Галина Владимировна и другие, всего семь человек. Завуч дает им задания и распределяет по постам.

Нас включают в состав патруля и направляют к ученику 8-го «в» класса Володе П. с заданием проверить выполнение им режима дня и провести беседу с родителями об их ответственности за воспитание сына.

Володи дома нет. Отец, Анатолий Александрович, сварщик СЛЦ-1 тракторного завода, к воспитанию сына, как выяснилось в беседе, совершенно безразличен. В школу приходит только по вызову, да и то не всегда. Дошло до курьеза: его выбрали членом родительского комитета, чтобы только бывал в школе и интересовался сыном. А интересоваться надо. Владимир связан с сомнительными «друзьями», школу посещает так редко, что по шести предметам за первую четверть не аттестован, бывает в нетрезвом виде. Поговорили с отцом, матерью, посоветовались. Обещали наладить строгий контроль. Что ж, время покажет.

Звоним в квартиру Славы Н, ученика 8-го «г» класса. Тишина. Соседка сообщает: дома никого нет, мать с отчимом уехали в гости с ночевкой, а Славик предоставлен сам себе. Это тот самый Славик, который и в школу спешит не каждый день, и с уроков уходит, который может не то, чтобы похулиганить, но опасно поозорничать. И невдомек его матери, что, оставляя его одного, она исподволь готовит ему судьбу старшей дочери Гали, которая сейчас находится в изоляции в закрытом спецучилище. А что же Слава? А он где-то с Веной Г., учеником 6-го «а» класса, который может обшарить карманы в школьной раздевалке, похулиганить, а то и украсть, скажем, куртку. Родители? Тоже в гостях и тоже с ночевкой.

В штаб родительского патруля возвращается с задания Нежинский М. Н. Был у Васи К. Мальчик, а ему скоро 16, пропускает занятия и утверждает, что учиться не надо. Позиция эта дана отцом, который с семьей сейчас не живет, но «воспитать» сына успел и разговорами о том, что можно прожить и без учебы, и приглашениями выпить. Полтора часа беседовал Михаил Николаевич и с Васей, и с его матерью, и с отчимом. Ушел почти удовлетворенный. Кажется, убедил.

Пришла Мария Ивановна Есикова. Была у своего подшефного Павлика Н. из 8-го «г». Его отец, диспетчер завода «Октябрь», забросил воспитание Павлика, как забросил и воспитание старшего сына Марата. Павел поздно является домой, курит, не хочет учиться. И беседует Мария Ивановна, и убеждает, и заставляет…

Этим были заняты и Инна Александровна Мельникова, Светлана Адамовна Щеголькова, военнослужащий Анатолий Павлович Гречишкин, Владимир Иванович Дурнин.

Патруль действует, и труд родителей, идущих в семьи педагогически запущенных детей, дает свои результаты. Заболела мать Люды В., и девочка стала уходить с уроков, получать двойки. Вмешался родительский патруль, и вот теперь у Люды, кандидата в мастера по легкой атлетике, в дневнике редкая тройка, а больше – четверки и даже пятерки. Исправили свое поведение и отношение к учебе многие ученики, называть фамилии которых сейчас нет смысла.

В этот вечер родительский патруль посетил четырнадцать семей и провел одиннадцать бесед. А двумя часами раньше комсомольско-пионерский патруль учащихся 7-9-х классов докладывал, что посещено 44 квартиры и проверена готовность к следующему учебному дню у 42 учеников.

Ф.ТАРАСУЛО

Газета «Звезда Прииртышья» № 248 (11528) от 14 декабря 1976 года.