Через доверие

— Иван Петрович, разрешите моему классу работать на субботнике без меня, я плохо себя чувствую и быть с учащимися не могу, — обратился классный руководитель к директору школы.

— Пожалуйста. Только назначьте ответственного и идите домой.

Учащиеся на субботнике

«Класс на субботнике без учителя? – удивится педагог-скептик.

— Не может быть. Да они ничего делать не будут. Разбегутся».

И в самом деле. Не всякий директор отважится на такое.

А почему это шестнадцатилетние подростки не могут заниматься каким-либо коллективным делом без классного руководителя? Может быть школьники беспомощны и непонятливы или безынициативны и малоэнергичны? Да нет. Некоторые из них дома заменяют ушедших на работу родителей, выполняют различную хозяйственную работу, успешно помогают старшим. Другие в период каникул находят себе посильную работу, трудятся рядом со взрослыми и приносят домой первые заработанные рубли.

И тем не менее такого рода явления в жизни школьников не стали еще достаточно массовыми. Самостоятельность и инициатива, если и распространены в школе, то явно недостаточно.

Учителя огорчаются: без классного руководителя комсорг класса не может провести комсомольское собрание. Но ведь комсорг и не виновен, его этому никто не учил. Да и вообще могут ли школьники вести собрание, руководить коллективом при обсуждении общественных вопросов? Могут. Но немногие, буквально единицы, из тех, кого мы называем «активом».

… Старшеклассники грузят на машину металлолом. Рядом завхоз. Для контроля. А вдруг не справятся. И не справились: завхоз опоздал. Сначала погрузили мелочь, а габаритный, но легкий металл не поместился. Так и лежит на школьном дворе ржавая кабина от грузовика. Особых способностей здесь не нужно. Просто требуется продумать порядок работы. Но учащиеся этому не обучены. Позже, на работе, в армии, это придет. Но пусть оно придет раньше.

Ученица красит школьную парту

В период подготовки к новому учебному году ребятам из 9-го класса было поручено отремонтировать и покрасить парты. Дело простое, но краски мало, помещение, где происходит ремонт, загромождено уже отремонтированными партами. Классный руководитель распределил обязанности, назначил старшего и указал реальное время, когда работа должна быть закончена. В отсутствие учителя к заданию школьники отнеслись очень серьезно. Доверие окрылило ребят. Они не только хорошо и быстро отремонтировали парты, но даже сумели сэкономить краску.

Но эти же самые ребята на прогулке попросили классного руководителя разделить их на равные по силе группы для игры в мяч. Что это? Беспомощность или отсутствие организаторских навыков в играх? Ни то, ни другое. Привычка к опеке.

Наступила зима. Надо утеплять классы. Процедура малоприятная, но необходимая.

Ученица утепляет школьное окно

— А всем приходить? – спрашивает один.

— Что приносить с собой? – интересуется другой.

— А если кто не может прийти, что будет? – добивается третий.

Но ответа не следует. Просто учитель здесь же, при всех, назначает одного из ребят ответственным, а он уже подбирает себе помощников, сам распределяет обязанности и участки работы. Конечно, доверить ученику самому организовать труд коллектива можно не сразу. Необходимо сначала научить. И вот тут имеет большое значение то , как мы будем разговаривать с подростком.

Спокойный, искренний тон без назойливого подчеркивания располагает ученика к педагогу. Старшеклассники тонко замечают лицемерие, одной неверной фразой можно загубить все дело. Ученик решит, что все это педагогический трюк и заподозрит фальш в отношении к нему.

Доверием воспитываются не только инициатива, но и чувство общественного долга. Уже давно стал классикой педагогики пример доверия, описанный А. С. Макаренко в «Педагогической поэме». Семену Карабанову, вчерашнему уголовнику, а ныне колонисту, предлагается по доверенности получить в банке крупную сумму денег и на случай возможного нападения грабителей выдается револьвер. Вот что говорит в книге Карабанов о том огромном чувстве ответственности, которое было вызвано у него доверием: «Я ото дорогою скакав и думаю: хоть бы бог был на свете. Хоть бы бог послал кого-нибудь, чтоб ото лесом кто-нибудь набросился бы на меня… Я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусал бы, рвал, как собака, аж пока убили бы… И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: вы отут сидите и думаете: чи привезет, чи не привезет?».

Когда мне довелось беседовать с директором Мотовиловского детдома на Киевщине Калабилиным, прототипом Семена Карабанова, то он выразил примерно такую мысль. Месяц-два назад Антон Семенович не доверял бы ни денег, ни тем более револьвера. Глазом опытного педагога он увидел, что воспитанник созрел для доверия, для определенного самостоятельного действия.

Ясно, что доверять следует тогда, когда есть убежденность, что доверие будет оправдано. Следовательно, ученик или коллектив должны быть подготовлены к этому приему педагогического воздействия всей предшествующей воспитательной работы. Поэтому важно начинать доверие в самостоятельности с малого, постепенно развивая самостоятельность до черты характера.

В одной из школ-интернатов воспитатель включил пятиклассников в деятельность, которая была как бы упражнением в самостоятельность. Дети начали с организованного подъёма по утрам, потом без учителя научились организованно, строем ходить в столовую, а затем провели сбор, на котором выдвинули лозунг: «Мы хозяева интерната. Все делаем сами!». Постепенно доверие педагога привело двадцатилетних детей к осознанной самостоятельности.

Доверие предполагает, что учащемуся предоставляется возможность самому преодолевать препятствия  или решать сложные вопросы. Но не нужно ждать, чтобы подросток запутался в трудностях и пришел в отчаяние. Надо, чтобы ученик видел и настороженность педагога, и внимание и, главное, доверие к его силам.

Примерно такая ситуация сложилась, когда пятнадцать девятиклассников вместе с учителем, заработав деньги, отдыхали «дикарями» в палатках у Азовского моря. Все разбиты на четверки. «Казначей» ежедневно выдает определенную сумму, а старший в четверке распределяет обязанности: один идет за продуктами, другой убирает территорию, третий добывает топливо для костра и т. д. Остальные купались в море. И ни разу не было случая, чтобы отдыхающие остались без обеда, чтобы оказалась неубранной территория, чтобы не была принесена вода. Доверие простое, ненавязчивое привело к своеобразному соревнованию: кто вкуснее сварит и меньше потратит денег, кто лучше уберет в палатке и т. п. Самостоятельность и инициатива в организации отдыха и быта всегда исходила от учащихся. Вечерами приходилось видеть, как составлялось меню следующего дня (нужно было приготовить и много, и вкусно, и не выйти из бюджета), как решались «производственные» конфликты, чтобы ни в коей мере не задеть самостоятельности руководителей четверки и т. д.

Инициатива, самостоятельность, умение организовать нужны в любом деле, на любом участке работы. Без этого немыслимы социалистические производственные отношения. Эти черты необходимо постоянно воспитывать в школьниках. Давно замечено, что тот, кто умеет организовать и руководить, тот умеет и исполнять. Это происходит потому, что у таких людей отлично развито чувство общественного долга.

Несомненно, доверие никогда не должно быть в какой-то степени демонстративным, но не грубо и прямо, а тонко, чтобы ученик еще скорее ощущал и чувствовал, чем видел. Учителю следует отлично знать, где поощрять ученика, а где дать понять, что ничего особенного не произошло, что поступок или дела класса правильны и закономерны и что именно такой результат предполагался. Тогда у школьников появляется уверенность, убежденность в своих поступках, осознание их общественного характера.

— К чему это? И так ясно, что учитель все время должен быть с классом,- огорчится, прочтя эти заметки уже знакомый нам скептик.

— Напротив! – возразит оптимист. – Учащиеся все должны делать сами.

А по-нашему, отдельных учащихся и весь коллектив в целом, нужно сначала подготовить к умению самостоятельно решать и выполнять определенные общественные задания, а затем уже доверять им это делать.

И тогда…

Иван Петрович, разрешите моим учащимся ремонтировать теплицу самим.

— Пожалуйста. Я знаю, что они смогут это сделать и без вас…

Ф. ТАРАСУЛО,
учитель павлодарской СШ № 28

Газета «Звезда Прииртышья» № 31 (10277) от 12 февраля 1972 года.