Быть  наставником, воспитателем

Ребята делают модель самолета

Дети на кружке кораблестроения

Ребята на авиамодельном кружке

Педагогические коллективы школ и шествующих предприятий города Экибастуза в конце сентября прошлого года обратились ко всем работникам народного образования Павлодарской области с призывом коренным образом улучшить обучение и воспитание подрастающего поколения, относиться к этому делу с чувством высокой ответственности перед партией и государством.  Своим девизом экибастузские педагоги и общественность города взяли слова: «Воспитание детей – коммунистическое отношение!». Они призвали своих земляков активно включиться во всенародное соревнование за достойную встречу 25-го съезда КПСС, шире развернуть благородное движение за коммунистическое воспитание подрастающего поколения.

Бюро обкома КП Казахстана одобрило инициативу экибастузцев и предложило партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям, органам народного образования области развернуть действенную работу по распространению этой ценной инициативы.

Вопросам содружества школы, семьи и общественности в коммунистическом воспитании молодёжи было посвящено состоявшееся недавно заседание совета Павлодарского городского отдела народного образования. Было отмечено, что педколлективы и шефствующие над школами коллективы предприятий постоянно совершенствуют методы и формы работы по воспитанию детей и молодёжи.

Так, коммунисты четвёртой и четырнадцатой школ и тракторного завода провели на эту тему открытые партийные собрания. На этих совместных партсобраниях были разработаны и утверждены мероприятия по претворению в жизнь постановления бюро обкома партии «Об инициативе педагогических коллективов школ и шефствующих предприятий г. Экибастуза». Педколлектив средней школы № 14 обязался с помощью шефов добиться в десятой пятилетке полного преодоления второгодничества путём совершенствования учебно-воспитательного процесса, помощи в этом деле общественности. За каждым классом закрепляются бригада или цех, за отдельными неуспевающими учащимися —  общественные вожатые. В средней школе № 4 решено скоординировать планы воспитательной работы классных руководителей и шефствующих  цехов, улучшить индивидуальное шефство над подростками, требующими особого внимания, повысить уровень воспитательной работы по месту жительства учащихся.

Шефство рабочих коллективов над школами в Павлодаре постепенно перестаёт быть односторонним, приобретает взаимный характер: шефы идут к своим подопечным, а ребята —  к шефам на место их работы. Частыми гостями на комбинате ЖБИ-3 стали школьники средней школы № 9, на ПМК-5 бывают ребята из средней школы № 21.  Они участвуют в совместных субботниках с рабочими, выступают перед ними с концертами художественной самодеятельности. Шефы, в свою очередь, организуют для ребят экскурсии по предприятиям, рассказывая им о своей работе. В тринадцатой школе стало уже традицией проводить торжественный сбор пионерской дружины при приеме новичков в ряды юных ленинцев прямо у своих шефов —  рабочих судоремонтно-судостроительного завода. Это происходит в день ленинского субботника в присутствии всех рабочих завода. У рабочих завода есть некоторый опыт шефства. Добрыми наставниками ребят здесь стали капитан С. И. Середа, ветераны производства В.К. Фесенко, В.В. Третьяков и другие. Они многое делают по подготовке школьников к выбору  рабочей профессии.

Комсомольская организация аэропорта выдвинула из своих рядов шестерых общественных пионервожатых, которые ведут работу с ребятами средней школы № 24. Авиамодельный и технический кружок в этой школе —  также под опекой шефов. Педагогический коллектив школы проводит семинары с общественными пионервожатыми, передавая им опыт воспитания детей.

Однако в областном центре, в отличие от Экибастуза, действенная шефская помощь непосредственно в воспитании детей ещё не стала системой, повседневным и обязательным делом партийных комитетов, профсоюза и  комсомола на местах. Далеко не все руководители шефствующих предприятий и организаций прониклись сознанием того, что связь со школой —  это не кампанейщина, что главное не материальная помощь, а активное непосредственное участие шефствующего коллектива именно в воспитании детей. У нас ещё, чего греха таить, считают: если шефы помогли краской и досками, выделили для этого несколько рабочих, то это уже прекрасные шефы. А как учатся, как ведут себя их подшефные —  это, мол, нас не касается.

Никак не реагируют на нужды подшефной школы № 10, например, коллективы СУ-2  треста «Павлодаржилстрой» и «Средазавтоматики». Здесь нет никакой заботы не только о воспитательной работе со школьниками, но и не проявляется поддержки в оборудовании школьных учебных кабинетов. Плохо относятся к своим шефским обязанностям руководители «Химстроя». Неоднократно обращались к ним педагоги школы № 12 с просьбой помочь оборудовать учебные кабинеты, и лишь после долгих переговоров  химстроевцы оказали школе незначительную материальную помощь. Проблемы же совместного воспитания детей остаются здесь нерешенными.

Категорически отказываются помогать подшефной школе-интернату № 2 руководители треста «Сантехномонтаж». Здесь тоже школа нуждается в помощи для оборудования кабинетов, но шефы, как в прошлом учебном году, так и нынче, не выделили ни одного рубля для этого дела. Какой же тут может быть разговор о взаимопонимании в общем, важном деле? В большой обиде на своих шефов, рабочих автобазы треста «Водстрой»,  ребята из школы № 33. Полтора года уже шефы, как говорится, и ноги не хажут в школу.

Но в тоже время и дирекция школы ничего не делает для практических контактов с коллективом автобазы.  Нет инициативы ни с той, ни с другой стороны. В прошлом учебном году совершенно забыли о своем шефстве работники СУ-202 треста «Павлодарстройпуть». Правда, нынче они, наконец, обратились лицом к школе № 18. Было проведено совместное партсобрание педагогов и шефов. С помощью рабочих СУ-202  в школе оборудован кабинет автодела, намечаются конкретные мероприятия и по воспитательной работе.

В Павлодаре  получает распространение такая форма воспитательного воздействия на детей, как родительские патрули. Наиболее организованно и эффективно работает такой патруль в средней школе № 2. Ежедневно директор или его помощники дают патрулю  задание проверить  режим дня того или иного неуспевающего школьника, провести беседу с родителями, уклоняющимися от воспитания своих детей, проверить трудоустройство подростков и т.п.

Надо надеяться, что начиная десятую пятилетку школы и шефствующие предприятия Павлодара, используя накопленный опыт, найдут более эффективные формы и методы совместной работы по коммунистическому воспитанию детей.

Ф.ТАРАСУЛО,
учитель

Газета «Звезда Прииртышья» № 5 (11285) от 8 января 1976 года.