Мастер советской графики

Выставка рисунков А.И. Кравченко в Павлодаре

В областном художественном музее экспонируется  выставка рисунков одного из замечательных мастеров советской гравюры и офорта Алексея Ильича Кравченко (1886-1940). Эти рисунки, находящиеся в собрании жены и дочери Кравченко,  до сих пор были хорошо знакомы лишь ленинградцам и небольшому числу искусствоведов.

Родившийся в 1886 году в семье крестьянина, Алексей Ильич Кравченко к 26 годам  силой своего самобытного таланта сумел получить высшее художественное образование. Ученик таких мастеров живописи, как С. Иванов, К. Коровин, А. Архипов, В. Серов, А. Васнецов, он в 1925 году  был удостоен высшей награды на международной выставке в Париже. С 1935 года  до последних лет жизни он являлся профессором Московского государственного художественного института.

Он оставил обширное художественное наследие, среди которого около двух тысяч гравюр на дереве, множество линогравюр, офортов, акварелей, превосходных рисунков. А.И. Кравченко много путешествовал и из своих частых поездок привез запечатленные на бумаге рубленные дома Архангельска и улицы Батуми, каналы Венеции и небоскребы Нью-Йорка, строительство ДнепроГЭСа и виноградники Армении, солнечные долины Стамбула и площади Парижа и Рима…

Даже  беглый осмотр  рисунков дает представление о творческой манере художника. Рисовал Кравченко больше всего карандашом, тушью, соусом, сангиной, углем, пастелью, акварелью. Но чаще всего в одном рисунке он сочетал разные виды техники, подбирая для этого и бумагу, различную по цвету и фактуре.

Как художник-иллюстратор А. И. Кравченко известен своими рисунками к произведениям Гофмана, Диккенса, Гюго, Бальзака, Пушкина, Гоголя, наших современников Леонова и Шолохова. 12 листов иллюстраций байроновского «Дон-Жуана» и «Страданий молодого Вертера» Гете известны немногим. Одними из первых, кому довелось ознакомиться с этими рисунками, — это павлодарцы.

Художник необыкновенно умело пользуется техникой передачи пространства и движения, причем движения не только в его кинетической форме. Динамика мысли, чувства достигается искусством штриха и создания особой композиции. Штрих для А. И. Кравченко — великолепный инструмент, которым он создает строгую линейную или цветовую границу между персонажами, при этом он то концентрирует его до черноты пятна, то разбрасывает в стороны до полной невидимости и пустоты.

В 1934 году, предполагая заняться иллюстрацией произведений Лермонтова, Кравченко едет на Кавказ. Тушью и карандашом запечатлел он Военно-грузинскую дорогу, кавказские пейзажи, Тбилиси, собор в Мцхети, минарет в Баку. Но особое внимание привлекают четыре акварельных рисунка, созданных в то время: «Давгарская долина. Город мертвых», «У берегов Батуми», «Ереван. На закате», «Армения. Деревня Арзни».

А.И. Кравченко был большим знатоком техники архитектурного пейзажа. Об этом свидетельствуют рисунки итальянской серии, парижские зарисовки, изображение Нью-Йорка.

Акварель «Северная Осетия. Давгарская долина» изображает величественные горы Кавказа и приютившиеся у их подножия строения горцев. Рисунок, выполненный в светло-коричневых тонах, восхищает масштабностью и перспективой. Расположенные почти в одной горизонтальной плоскости две человеческие фигуры темно-красного цвета на фоне ветхих жилищ, за которыми уступами высятся горы, оживляют рисунок, вносят в него представление пространства.

Если проследить творческую манеру А.И. Кравченко в хронологической последовательности, то мы обнаружим, что он шел от детали к общему, от конкретного к абстрактному. При этом, чем емкость абстракции быта плотнее, тем лучше, полнее она выражала настроение художника, его восприятие действительности.

Так, его «Пальмы», исполненные акварелью и гуашью, привлекают своей детализацией, реалистичностью, осязаемостью изображения. Однако рисунок вызывает только чувство эстетического удовлетворения. В отличие от него «Северная Осетия. Давгарская долина», исполненная тоже акварелью и лишенная детализации, покоряет не только реализмом, но и экспрессией чувств.

Заслуживает одобрения инициатива работницы Павлодарского музея Ксении Иосифовны Величко, организовавшей в нашем городе через Казахскую художественную галерею и семью Кравченко выставку замечательных рисунков одного из талантливейших советских графиков.

Ф. ТАРАСУЛО

Газета «Звезда Прииртышья» № 202 (9930) от 9 октября 1970 года.

Небоскребы Нью-Йорка. 1929 год. Офорт.

Пальмы. Индия. 1919 год. Холст, масло.

Иллюстрация к изданию «Египетских ночей» А.С. Пушкина. 1934 год.

Иллюстрация к повести Ч. Диккенса «Сверчок на печи», 1923 год.