Признание в любви

Феликс Аронович на прогулке со своей собакой Аскольдом.

… Помню, как он впервые пришел к нам в класс. Поздоровался, представился и начал читать лекцию по «Слову о полку Игореве». Нам, вчерашним семиклассникам (до акселерации в те времена еще было далеко), не знавшим до той поры никаких других форм урока, кроме чтения и пересказа художественных текстов, — лекцию!

Не знаю, что больше в нем раздражало: его манера вести урок, глядя в окно и не обращая внимания на наше недовольство; или то, как он изящно грассировал, произносил фразы грамотно, отчетливо, вкладывая в каждую максимум содержания, смысла; или его насмешливый тон, в ответ на наши жалобы и претензии… Наверное, все это вместе взятое, а главное – нежелание отбросить свои амбиции (мы были «сильным» классом и привыкли к похвалам и поощрениям) отдаляло нас от него, казалось бы, неумолимо…

Перелом в наших отношениях произошел незаметно. Во всяком случае, не могу назвать конкретно урока или разговора, после которого началась наша дружба. Просто, сами того не осознавая, мы постепенно «созрели» для восприятия его стиля. О том, каких усилий потребовало это наше медленное «созревание» от него, мы даже не догадывались тогда.

Говорят: от любви до ненависти один шаг. С нами получилось наоборот – от ненависти до любви дорога оказалась короткой. Учитель открыл шлюзы, и бурный поток унес далеко нашу подростковую скованность и застенчивость, наши показные отрешенность и неверие в идеалы. И стремительной полноводной рекой наши долго сдерживаемые эмоции, наши чувства, наша признательность выплеснулись на встречу Учителю.

Уроки превратились в сплошные споры и диспуты. Сейчас с грустной улыбкой вспоминается наша горячность в отстаивании своего мнения… Ох, и доставалось же от нас литературным героям: и Онегину, и Татьяне, и Ленскому, и Ольге, и Печорину, и Чацкому. У каждого, правда, были и свои сторонники. А Учитель, затеявший всю эту кутерьму, незаметно уходил в сторону и делал вид, что все это его мало интересует, а на самом деле корректно направлял наши горячие споры в нужное русло.

Но уроками дело не ограничивалось. Мы ходили в театр. А там играли в ту пору замечательные актеры: Кузенков, Афанасьев, Дралюк, Монастырский… Всех перечислять не буду – те, кто знает эти имена, уже представил себе и театр, и время, и спектакли, каждый из которых будоражил город, заставлял говорить о театре даже равнодушных к искусству людей. Но мы-то не были равнодушными, мы вслед за Учителем мчались в пединститут, на встречу с актерами и режиссерами, спешили в актовый зал школы, где они тоже были частыми гостями, с замиранием сердца любовались ими, слушали, впитывали в себя не только их слова, но и жесты, взгляды, улыбки. И сердце переполнялось любовью к Театру и к Учителю, который открыл нам это чудо.

Теперь я смело говорю эти слова: любовь, дружба, взаимопонимание… За плечами каждого из нас жизненный опыт, и многие годы прошли после тех памятных событий. А тогда мы, конечно, не задумывались над тем, в чем же секрет нашего Учителя. Почему с ним всегда интересно? Ведь он не бывает снисходительным к нашим слабостям, он очень требователен и больше всего спрашивает с «сильных» учеников, а не наоборот. Теперь я понимаю, что секрета, пожалуй, никакого нет. Просто Феликс Аронович Тарасуло (а многие из тех, кого он учил и учит сейчас, уже наверняка догадались, что я рассказываю о нем) всегда был с нами на равных, никогда не подлаживаясь под нас, но всегда подтягивая нас до своих понятий и представлений о мире, до своего уровня высококультурного и тонко чувствующего человека, живущего своей работой, верящего в своих учеников, отдающего им все свои знания щедро, а главное – ненавязчиво…

Вот за все это я и хочу, пусть с большим опозданием, но зато с высоты того самого накопленного опыта сказать: спасибо, Феликс Аронович! Мы всегда любили и любим Вас, хотя редко говорим об этом (а, может быть, и никогда). Стесняемся. Забываем. Нет повода.

Сегодня повод есть. Это и День учителя, и Ваш юбилей. Поэтому я и решила, пользуясь случаем (и отчасти своим служебным положением), поздравить Вас от всех бывших, теперешних и будущих учеников. И от себя лично. Поскольку в самые трудные минуты, в самых сложных ситуациях я вспоминаю о Вас. Я знаю, что совсем рядом, в одном городе, живет человек, который всегда готов прийти на помощь, понять, выслушать, посоветовать, просто поболтать ни о чем, отвлекая от дурных мыслей и наполняя мятущуюся душу спокойствием.

Стоит только выбрать часок свободного времени, поднять по крутой лестнице на пятой этаж старого дома и, открыв, дверь, сказать: «Здравствуй, Учитель!»

И. Лисовская

Газета «Звезда Прииртышья» № 193 (15003) от 6 октября 1990 года.

НА СНИМКЕ: Ф. А. Тарасуло на прогулке со своим Аскольдом. Незнакомые с Феликсом Ароновичем как с учителем, наверняка знают его как опытнейшего собаковода, главного судью соревнований и постоянного участника выставок собак. Фото Вал. Бугаева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *