Петр I в творчестве А.С. Пушкина

Петр I в творчестве Пушкина

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

А. С. Пушкин «Медный всадник».

 

Одним из величайших писателей XIX века является Александр Сергеевич Пушкин. Он был поэтом, но наряду и с поэтическим творчеством он занимался прозой.

В своем творчестве он отражал весь русский народ. Пушкин писал: «И неподкупный голос мой был эхом русского народа».

Особенно яркое отражение в творчестве Пушкина получил царь Петр I, сыгравший решительную роль в преобразовании Русского государства. Особенно ярко образ Петра I или лучше Петра Великого, Пушкин рисует в своей незаконченной повести «Арап Петра Великого». Там он показывает Петра в его обыденной обстановке. В поэме «Полтава» он изображает Петра на поле боя. В поэме «Медный всадник» Петр выступает как фактический преобразователь России. Здесь он изображает Петра в двух различных периодах, разделенных друг от друга целым столетием. Первый момент – это в начале Великой Северной войны за побережье Финского залива. Петр I хочет основать город в устье Невы. Об этом Пушкин рассказывает в первой части: «И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу». Петр думал, что именно через это «окно в Европу» Россия повысит свой экономический и культурный уровень, и он не ошибся. Второй момент – сто лет спустя. Петр уже не реальное лицо, а одухотворенный Медный Всадник. Уже во вступлении к поэме образ Петра взят в полном отрешении от текущих мелочей личной и государственной жизни. Он стоит на берегу «пустынных волн» и думает о преобразовании Русского государства. Не прихоть, не произвол руководят Петром, а осознание исторической необходимости. Все предшествовавшее развитию России направляло его к сближению с Европой и усвоению ее культуры, а природа страны, вся система ее рек, этих важнейших в то время путей сообщения, указывали то место, где надлежит «в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море».

В поэме «Полтава» Петр I изображен не в мирной обстановке, как в «Медном всаднике», а на поле боя. Карл XII двинул свои войска на Русское государство с целью захвата Украины. Украинский гетман Мазепа изменил своему государству, своей Родине и стал союзником Карла. Как уже было сказано, Петр I не ставил перед собой никаких личных задач, он служит только России, ее экономическому и государственному росту. Он не играет в войну, как Карл XII, и не думает о своем личном возвышении, как Мазепа. Для него война со Швецией – не личный каприз, не занятное приключение, а тяжелая историческая необходимость, обусловленная требованием культурно-экономического роста России. Повинуясь этим требованиям, повинуясь государственному долгу, он выполнял титаническую работу. Борьба с внешним врагом была лишь частью его работы над преобразованием России, над приобщением ее к европейской культуре. Вот почему он «на троне вечный был работник», вот почему во время Полтавской битвы он выступает «свыше вдохновенным». Для Петра, как и для России, это был наиболее напряженный критический момент, от которого зависела судьба всего дела преобразования, вся будущность России. Получив поражение под Нарвой, Петр решил, что надо учиться воевать. И он учился воевать у своих врагов – шведов. Вот почему в конце Полтавской битвы Петр приглашает на пир пленных шведских генералов и пьет за их здоровье. «В своем шатре он угощает своих вождей, вождей чужих и славных пленников ласкает и за учителей своих заздравный кубок поднимает». Этим актом рыцарского великодушия завершается образ Петра в поэме «Полтава».

В повести «Арап Петра Великого» Петр выступает как государственный деятель в период мирного строительства. Он издал указ об обязательном обучении молодых дворян. Он хотел иметь своих ученых. Для этого были определены за границу двести пятьдесят молодых дворян изучать корабельное дело. Сам Петр работал на верфях как простой плотник и с большим вниманием слушал указания мастера. Подчеркивая его заботу о просвещении Пушкин говорил: «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье, не презирал страны родной, он знал ее предназначенье. То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

Школьное сочинение Ф.А. Тарасуло по литературе в VIII классе мужской школы № 1, из личного архива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *