О творчестве Ивана Бунина

Статья Ф.А. Тарасуло

Портрет И.А. Бунина

«Беспощадный и злой Бунин… изображал страшную двойственность: очарование природы, великолепие красок и аромат земли и неба, и царя этой жизни — человека, исковерканного бессмыслицей смерти, из царя, каким он должен быть, ставшим пасынком, вернувшимся к троглодитскому состоянию. Социальная основа, всегда заметная у человека, здесь, у Бунина, вытравлена, ему ненавистна мысль, что есть какая-либо иная сила, кроме смерти», — так охарактеризовал А. Толстой творчество Ивана Алексеевича Бунина, столетие со дня рождения которого мы сейчас отмечаем.

Родившись 22 октября 1870 года в старинной дворянской семье, выросший «в глубочайшей полевой тишине», среди хлебов, он с раннего детства полюбил литературу и позже с радостью признавался, что один вид книг доставлял ему почти физическое наслаждение. Талант к творчеству обнаружился у Бунина рано, причем почти одновременно и в поэзии, и в прозе. Первое стихотворение появилось в печати в 1887, а в 1891 году вышла уже книга его стихов. В 1893 году журналы стали публиковать его рассказы.

Поэзия и проза Бунина не существует обособленно, они дополняют друг друга. И если в своей лирике он выступает певцом вечной красоты природы, то в прозе он покоряет читателя грустным рассказом о народном горе, о жизненных мытарствах и неустроенности людей различных сословий.

В 1900 году, в связи с изданием книги стихов «Скорпион», у Бунина произошло краткое сближение с декаденствующими поэтами и писателями, с которыми он «очень скоро разошелся, не возымев охоты играть в аргонавтов, в демонов, в магов и нести высокопарный вздор».

В творчестве Бунина обращает на себя внимание противоречивость социально-эстетических позиций. С одной стороны полные трезвого реализма картины жизни крестьян («Танька») и разложения «дворянского гнезда» («Антоновские яблоки»), с другой — проповедь объединения барина и мужика перед лицом наступающего капитализма; который и тому и другому грозит разорением и нищетой. «Хорошо пахнут «Антоновские яблоки» — да! — но- они пахнут отнюдь не демократично», — так при всей высокой оценке творчества Бунина отмечал противоречия в его творчестве Горький.

Несомненно, что определенная близость к Горькому сыграла положительную роль в творческой биографии Бунина. В канун революции 1905 года он публикует в горьковском «Знании» свой рассказ «Чернозем» («Золотое дно»). От предшествующих рассказов о крестьянстве этот рассказ отличается тем, что мужик в нем изображен не безропотным и покорным, а ожидающим «перемен».

В мрачные годы столыпинской реакции Бунин не поддался упадничеству и продолжал сотрудничать в горьковском «Знании». Повесть «Деревня», написанная в то время, отражает глубокие раздумья Бунина о настоящем и будущем России. Горький считал, что этим произведением Бунин заставил русское общество задуматься «не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России?».

«Панихидой» по дворянству назвал Горький вышедшую в 1911 году повесть Бунина «Суходол», где вырождение «дворянского гнезда» от поколения к поколению показано уже гневно, обличительно. Но, рисуя ужасные суходольские контрасты, он не может удержаться от сожаления о гибнущей дворянской усадьбе.

В произведениях Бунина безвозвратно уходит в прошлое не только русское дворянство. Неизбежность гибели капитализма, его социальные контрасты показаны Буниным в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Но и здесь, выступая против буржуазного комфорта и благополучия, Бунин утверждает идею бренности жизни на земле. Эта обреченность особенно видна в рассказах «Грамматика любви» и «Легкое дыхание».

Бунин, внешне связанный с прогрессивной группой Горького, внутренне стоял от нее особняком, «не подходя к ней ни по своему аналитическому мировоззрению, ни по своим несколько барским вкусам», — писал Воровский. Именно поэтому он не сумел понять надвигающейся социалистической бури. Непонимание пролетарской революции привело его в лагерь ее врагов, к сотрудничеству с Милюковым и Врангелем. До 1919 года он жил на Юге России, в Одессе. Затем эмигрировал во Францию.

Более тридцати лет живя в атмосфере эмигрантского скитания, в обстановке бездомности, он болезненно тосковал по родине. Затем вдруг почувствовал необъяснимо сильную любовь к ней, любовь блудного, но верного сына России. Свою любовь к родине он подтвердил в годы Великой Отечественной войны, когда вместе с болью за судьбу своей страны его не покидала уверенность в ее победе, а в мае 1945 года он искренно приветствовал эту победу.

Мы, простив Бунину ошибки и заблуждения, ценим в его творчестве все лучшее, что создано им, как великолепным художником слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *