«Маленький человек» в русской литературе XIX века

Самсон Вырин. Станционный смотритель.

Акакий Акакиевич. Шинель.

Варенька и Макар Девушкин. Бедные люди.

Опыт сравнительного анализа образов Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина, Акакия Башмачкина в «Шинели» Н.В. Гоголя и Макара Девушкина в «Бедных людях» Ф.М. Достоевского.

Таков мой рок,
Что хлеб полей.
Возделанных рабами,
Нейдёт мне впрок!

Некрасов. «На Родине».

Вся русская литература XIX века отличается глубочайшим гуманизмом. Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека, как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития. Он берёт своё начало с эпохи Возрождения, когда был провозглашён принцип свободного развития человеческой личности. Но с наибольшей остротой гуманизм стал выступать в России на пороге XIX века.

Основоположником русского гуманизма стал Ломоносов, который глубоко ценил человеческую личность, русского человека. Своё человеколюбие он выражал через оды.

Услышьте, Судии земные…
…И подданных не презирайте
Но их пороки исправляйте…
То бог благословит ваш дом.

Ломоносовские идеи гуманизма проповедовал и Фонвизин. Фонвизин, как и Ломоносов, обвиняет Екатерину II, считая, что она причина бед русского народа:

На толь даны вам скипетр, порфира,…
Чтоб были вы бичами мира
И ваших чад могли губить?

В своей «Оде на рабство» автор выступил против указа Екатерины II о закрепощении украинского крестьянства.

Но наибольшее развитие в литературе XVIII века гуманизм получил в творчестве Радищева. Как отметил Г.А. Гуковский: «Психологизм, культ чувства, культура анализа эмоций, тема индивидуальности — простого, обыкновенного человека — это элементы сентиментального романа и других сентиментальных жанров — не только были связаны с передовыми философскими учениями, но в первую очередь были порождены идеей защиты прав человека и гражданина, борьба против феодального порабощения его».

В целом, гуманизм Ломоносова, Фонвизина и Радищева стал мощной исходной базой для нового понимания человеческих страданий, для гуманизма декабристов, который стал проявляться в начале XIX века.

Основу декабристского гуманизма положили: Раевский, Глинка, Кюхельбекер, Одоевский. Это были самые человеколюбивые люди России начала XIX века, иначе бы они не вышли в декабре 1825-го года на Сенатскую площадь. Они пожертвовали своей жизнью, желая, чтобы каждый русский человек был счастлив. Они проповедовали гуманистическое отношение друг к другу. И их вклад в русский гуманизм неоценим. Продолжателем этих славных традиций стал А.С. Пушкин.

Одним из самых высоких гуманистических творений А.С. Пушкина являются «Повести Белкина». Создание прозаических произведений, объединённых лицом вымышленного автора, было задумано ещё до 1830-го года. Вплотную к воплощению своего замысла Пушкин приступил болдинской осенью 1830-го года. В прологе, имеющем название «От издателя», он издал краткое жизнеописание вымышленного автора, Ивана Петровича Белкина. Жизнеописание Ивана Петровича имело глубокий замысел, выражающий суть повестей. Из характера Белкина Пушкин прежде всего выделил «мягкосердие», которое «в скором времени» позволило «запустить хозяйство и ослабить строгий порядок, заведённый его покойным родителем». Он настолько мягкосердечен, что со временем его перестали бояться крепостные крестьяне, Белкин вынужден был «отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостью, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки». Черты характера Ивана Петровича Белкина — основа добродушия главных героев повестей: Гаврилы Гавриловича («Метель») и Адриана Прохорова («Гробовщик»), Самсона Вырина («Станционный смотритель») и Насти («Барышня-крестьянка»), Сильвио («Выстрел»). Но наиболее удачно выражен образ «маленького человека» в «Станционном смотрителе».

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда…», — так Пушкин оценил общественное положение и участь станционных смотрителей. Их жизнь очень тяжела. Работают они круглосуточно, но всё равно страдают, причём страдают невинно. Пушкин написал эту повесть для того, чтобы открыть глаза людям, защитить честь смотрителей, ведь путник всё зло вымещает на попавшемся в пути человеке. Именно такими людьми являются станционные смотрители, именно таким человеком является Самсон Вырин.

Пушкин не зря выбрал главному герою имя Самсон. Так он хотел охарактеризовать смотрителя. Дело в том, что Самсон по библейской мифологии — великий мученик. Поэтому жизнь Вырина проходила в мучениях.

Самсон Вырин — человек лет пятидесяти, свежий и добрый, повседневная одежда — длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах. Вырин — добрый человек. Во всех его движениях и действиях проявляется эта старческая доброта. Он добр к Минскому, который якобы заболел, «смотритель уступил ему свою кровать». Но это добро доводило его до наивности. Он начинал верить каждому слову и действию. Такой чертой характера воспользовался Минский. Именно из-за наивности старика ему удалось увезти Дуню с собой. «Чего же ты боишься? — сказал ей отец,- ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Но вместе с добротой и наивностью у него есть и человеческая гордость. Он в жизни не сделал ничего такого, что унизило бы его как личность. Он целеустремлён и ненавистлив, когда это требуется. «Он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл».

Пушкину удалось с необычайной полнотой выразить страдальческо-трагический смысл образа Самсона Вырина. Он показал, что Вырин живёт не ради себя, а ради блага Дуни. Дуня — смысл его жизни. Он бесконечно любит дочь, как и для всех людей, потеря смысла жизни означает для него не жизнь, а доживание. «Старик не снёс своего несчастья: он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». Её потеря обозначала для Вырина конец жизни.

Когда Белкин во-второй раз посетил станцию, где жил Вырин, ему сразу бросились в глаза перемены, произошедшие со стариком. «Как он постарел… его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину». Глубокие морщины, сгорбленная спина, всё это следствие отъезда Дуни.

Глубокие переживания испытывает Самсон Вырин во время поиска Дуни. Этот период жизни Вырина, постепенное исчезновение надежды, шанса вернуть смысл жизни. Состояние его души в день прибытия в Петербург. «Авось — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою.» Эти слова проникнуты желанием бороться, бороться за то, чтобы вернуть дочь. Но спустя некоторое время он понимает, что вернуть дочь ему не удастся, «он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть свою Дуню». Какой трагизм ощущается в этих мыслях! Что же ждало Вырина в будущем? Ответ ясен. Он, несомненно, должен был спиться. Так оно и произошло. «Спился батюшка». Этот прекрасный душой человек считал, что он одинок, считал, что он не нужен Дуне. Но оказалось, что его мысли были ошибочны. Его не забыла дочь. Об этом говорит её приезд на станцию. «Она легла здесь и лежала долго». Поэтому Самсон Вырин не был забыт. Был в огромном мире человек, который любил его.

Таким образом, судьба Вырина — это отражение судеб десятков тысяч «маленьких людей» страждущих, и, возможно, кончающих жизнь таким же образом, как это сделал Самсон Вырин.

Повесть «Станционный смотритель» очень реалистична и содержит огромный гуманистический заряд. Главный герой, несмотря на все свои беды, всё же сохраняет такое же заботливое, человеческое отношение к людям. Самсон Вырин сумел воспитать дочь, которая через годы сумела пронести свою любовь к отцу. Через много лет, всё же приехала к нему, хотя было уже слишком поздно. «Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу».

Пушкин положил начало реалистическому гуманизму, выражавшему жизнь и чувства русского народа. У него было много последователей, которые продолжали традицию великого художника, но самыми важными произведениями этого направления стал петербургский цикл повестей Гоголя.

Петербургский цикл повестей складывался постепенно. В 1835 году появился сборник Гоголя «Арабески» в состав которого вошли три повести — «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего», позднее были опубликованы «Нос» и затем «Шинель». Эти пять произведений и составили цикл петербургских повестей. Они разнообразны по своему содержанию. Но вместе с тем они связаны между собой ясно выраженным внутренним единством. Идейная проблематика, характер героев, существенные черты поэтического своеобразия гоголевского видения мира — всё это создаёт ощущение общности, объединяющей пять произведений в целостный и стройный художественный цикл. Петербург место действия всех пяти повестей.

Но это совсем иной Петербург, чем тот, который представлялся по произведениям предшествующим Гоголю писателей, в том числе и Пушкина. Великое творение гения Петра I, город гранитных набережных и прекрасных дворцов, город, воплощающий могущество России, — таким воспели его поэты XVIII и начала XIX века. Но величие «Петра творения» сочеталось у него с ощущением глубокого неблагополучия в самодержавной России. Красота столицы для Пушкина — оборотная сторона трагедии «маленького человека», населяющего окраины и трущобы этого города. В бедном чиновнике Евгении из «Медного всадника» поэт открыл совершенно новый драматический характер, а также дал материал для глубоких социальных и психологических обобщений, в которых существенную роль играет сложный и противоречивый образ Петербурга.

Гоголя же Петербург поразил картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. Грубое унижение человеческой личности, атмосфера полицейского произвола — всё это, по словам Гоголя, превращало Петербург, город всесильной бюрократии и бездушных чиновников, в «гранитную казарму». Люди, нравы, обычаи — на всём лежит особый отпечаток Петербурга — города, в котором человеческие отношения искажены, в котором всё показное, фальшивое, торжествует пошлость и гибнут талант и вдохновение. Вот эти личные впечатления Гоголя легли в основу «Петербургских повестей».

Однако особое место в этом цикле занимает рассказ «Шинель». Популярный в 30-х годах сюжет о несчастном забитом нуждой чиновнике был воплощен Гоголем в произведении искусства, которое Герцен называл «колоссальным». В «Шинели» Гоголь создаёт обобщенный образ человека — представителя бюрократической власти России. Своей повестью он критикует господствующий класс, его лицемерие и говорит о необходимости иной жизни, иного социального устройства общества. Даже улицы и переулки города говорят о крайних социальных различиях отдельных групп населения. Вспомним те изменения в окружающей обстановке, когда Акакий Башмачкин шел от своего дома до дома, где жил помощник столоначальника (столоначальник — чиновник, ведавший одним из отделов канцелярии): «сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но, по мере приближения к квартире чиновника, улицы становились живее, населенней и сильней освещены». Но почему улицы, где живут начальники живее, чем улицы, где живёт простой народ? Потому, что никто не заботится о том, где и как живут простые люди, будь то низшие чиновники или ремесленники. Никого не волнует то, что в тех районах, где живут бедные люди кто-то голодает и умирает от голода. И наконец, вместо того, чтобы помочь этим людям, ещё больше их унижают и оскорбляют.

Один из этих униженных оскорблённых Акакий Акакиевич Башмачкин — «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется, геморроидальным». Это был чиновник, который «служил с любовью», и он «свет признаёт благородным и честным». Он «вечный титулярный советник» (титулярный советник — один из низших чинов гражданской службы в дореволюционной России). Это был очень бедный чиновник. Это заметно по его одежде: «вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротник на нём был узенький, низенький, так что шея его, не смотря на то, что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною». Нельзя сказать, что он был нищий и голодал. Он жил размеренной спокойной жизнью. Жизнью, которая не имела никакого смысла пока, пока шинель его совсем не износилась. Вся его жизнь перевернулась после того, как портной Петрович сказал, что необходимо шить новую шинель. Шинель эта была очень дорога для Акакия. Но он реалист и человек, который не свыкнется с тяжёлой ситуацией. «Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжении одного года». У Башмачкина появляется цель в жизни, ему есть к чему стремиться. Он очень изменился: «он сделался как-то живее, даже твёрже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Башмачкин человек, который никому не нужен в этом мире, Акакию не с кем поговорить, поделиться своей радостью или бедой, поэтому исчез он так, как будто его не было в Петербурге: «исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, не для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушилось на царей и повелителей мира…».

Н. В. Гоголь, избрав другой вариант «маленького человека», пошёл дальше своего великого учителя и предшественника Пушкина. Он, кроме душевных страданий «маленького человека», подчеркнул и социальную основу, чего не сделал Пушкин. Душевные переживания Башмачкина очень серьёзно осложняются социальными условиями жизни. Разве страдал бы так Акакий Акакиевич, если бы у него были средства, чтобы купить ещё одну новую шинель. Конечно же нет. Таким образом, внутренний мир гоголевского героя более сложен, чем у пушкинского. Это легло в основу крайних различий.

«Шинель» Гоголя имела огромное значение для русского гуманизма, и, в целом, для русской литературы. Недаром несколько позже Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе», а вслед за ним Гоголь в «Шинели» впервые в русской литературе с любовью и сочувствием правдиво описали тяжелую жизнь простых тружеников, заставив читателя горько задуматься над незаметной судьбой и человеческим достоинством станционного смотрителя Самсона Вырина и жалкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. Следующий шаг по предложенному ими в этих произведениях пути сделал молодой Ф. Достоевский.

Действие «Бедных людей» начинается весной. В первом письме к Вареньке, помеченном восьмым апреля, Макар Алексеевич пишет о том, что в его комнатке «растворили окошко; солнышко светит, птички чирикают, воздух дышит весенними ароматами, и природа оживляется». Но эта весна — весна, увиденная из окошка мрачного жилища городского бедняка. Сразу же за восторженными строками, посвященными весне, в письме Девушкина следует стыдливое описание «трущоб».

Достоевский, как отметил Белинский, не довольствуется изображением горькой жизненной судьбы, социальной обездоленности бедного человека. В «маленьком человеке» он хочет найти большого человека — человека, который способен благородно мыслить и чувствовать свое человеческое достоинство, любить и ненавидеть и который всегда способен самоотверженно прийти на помощь такому же бедняку, как он сам, — как приходит на помощь Вареньке Макар Алексеевич и Федора.

Достоевский показывает, что большинство населения Петербурга 1840-х годов составляли такие же «бедные люди», как главные герои романа. Эта столичная беднота наполняла многоэтажные дома и улицы города, она жила в жалких углах, недоедала, подвергалась обидам богачей, её дети выросли в грязи, голодали, гибли. А между тем. как сумел увидеть Достоевский, «бедные люди» — не худшие, а лучшие люди! И Макар Алексеевич, и Варенька, и чиновник Горшков, и другие бедняки, — люди благородные, чуткие друг к другу и к окружающему их городу. Несмотря на нищету, они сумели сохранить гордость, сознание независимости, душевную чистоту. Макар Алексеевич, над которым смеются его товарищи по квартире и которого на службе считают годным лишь для переписки бумаг, он любит Вареньку и готов ради неё переносить любые жертвы. Особую трогательность придает то, что Девушкин — одинокий старик, которого в жизни никогда никто не любил. Но в то же время, любя Вареньку, он сознаёт своё неравенство не только из-за разницы в возрасте, но и из-за различия в уме и образовании. Поэтому в своих письмах он не решается открыто признаться Вареньке в своём чувстве, и оно прорывается против воли героя.

Достоевский в своём романе раскрывает идею о праве простого трудящегося человека на счастье, утверждает мысль о том, что человек, по своим душевным качествам превосходит людей высшей аристократической знати. «А ведь что это за человек, что это за люди, которым сироту оскорбить нипочем? — спрашивает с негодованием Девушкин. «Эго какая-то дрянь, а не люди, просто дрянь; так себе, только числятся, а на деле их нет, и в этом я уверен. Вот они, каковы эти люди! А по-моему, родная моя, вот тот шарманщик, которого я сегодня в Гороховой встретил, скорее к себе почтение внушит, чем они… Он милостыню просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина, — вот, дескать, чем могу, принесу удовольствие. Нищий, нищий он, правда, всё тот же нищий; но зато благородный нищий; он устал, он прозяб, но всё трудится, хоть по-своему, а всё-таки трудится. И много есть честных людей, маточка, которые хоть немного зарабатывают по мере и полезности труда своего, но никому не кланяются, ни у кого хлеба не просят». Хотя Макар Алексеевич чиновник, он чувствует себя гораздо ближе к уличному шарманщику и к нищему, чем к ростовщику Маркову, сводне Анне Фёдоровне или помещику Быкову. Горе научило Макара Алексеевича видеть в других бедняках своих «братьев по человечеству», и именно это ставит его, несмотря на его нищету и забитость, выше Быкова. Не богатые, а бедняки в «Бедных людях» являются представителями душевного благородства, носителями возвышенных чувств.

Именно такие качества, присущие Макару Алексеевичу Девушкину, отличают его от Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, хотя именно эти герои являлись родословной Девушкина, его родословной. Они его предшественники. Макар Алексеевич был готов каждую минуту к самопожертвованию, мы ежеминутно можем ощущать его психологическое состояние. В этом Достоевский ушёл дальше Пушкина и Гоголя. Он с необычайной полнотой изобразил внутренний мир своего героя, психологию человека, осуществляющего «бунт на коленях».

Таким образом, произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского положили начале традиции гуманизма в русской литературе. Постепенно переходя от творений Пушкина к повестям Гоголя, и от них к Достоевскому, ощущаем всё более полное и яркое изображение «маленького человека».

Забитый и униженный, он имеет огромное значение в жизни общества. Эти герои Пушкина, Гоголя и Достоевского учат жить. Они могут открыть глаза на жизнь. Изучая их судьбы невольно обращаешь внимание на удивительное благородство, честность, открытость, способность к самопожертвованию, бескорыстие в отношениях. Но к сожалению этих героев, все «маленькие люди» несчастны. Они не виноваты в этом. Так складывается жизнь. По своей природе они слишком мягкосердечны н не могут противостоять жестоким трудностям жизни. Для этого они слишком откровенны. Пушкин, Гоголь, Достоевский — первые из русских реалистов, которые поняли натуру «маленьких людей». Они описали её, положив тем самым начало гуманистическим традициям русской литературы.

Работа А. Шрамко, ученика 10 класса, из 5-го выпуска школьного журнала «Лицеист», 1998 года. Редактор журнала – Феликс Аронович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *