Лирические герои поэзии М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.

М.Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».

Лермонтов — достойный преемник Пушкина. Так же, как у Пушкина, судьбы родины и народа были основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Герцен писал: «Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению. Мы видели только казни и ссылки. Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредотачиваться, скрывать свои думы… Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела — она пробивается во всех его стихотворениях…».

Ранние стихотворения Лермонтова — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека. Юноша оценивает важнейшие политические события своего времени, размышляет о назначении поэта и поэзии, напряженно думает о смысле жизни, о дружбе и любви. В это время его лирический герой не только близок поэту, но это чаще всего сам поэт. С раннего детства он искал и хотел чего-то яркого и возвышенного. Однако романтические мечты лирического героя сталкивались с лживостью и лицемерием света:

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил…

Ранний Лермонтов — романтик, и его юношеская лирика — это поэтический дневник человека, углубленного в познание самого себя. Познав себя, романтический герой юного поэта хочет применить свои богатые, душевные силы на практике, так как его беспокоит проблема общественного блага. Ради свободы порабощенного народа герой-романтик готов пожертвовать своей свободой и даже жизнью:

За дело общее, быть может, я паду.
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Мотив борьбы и протеста в чувствах лирического героя часто сочетается с мотивом одиночества, разочарования и обреченности. Герой даже предсказывает свою собственную гибель:

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста.
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом…

Герои стихотворений «Желанье», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь» и других — это узник, рвущийся к свободе. Один из них обращается к читателю:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня…

А в стихотворении  «Пленный рыцарь» автор раскрывает мысли, терзающие душу пленника:

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне больно и стыдно…

Лирический герой поэта, как и сам поэт, рвется к действию:

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Лермонтовскому герою чужда пассивность и спокойная созерцательность, он стремится познать жизнь во всех её сложных проявлениях:

Все образы мои.
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Всё было ад иль небо в них.

С годами мужал талант Лермонтова, менялись его взгляды на жизнь, менялся его лирический герой. Если раньше он выражал индивидуалистический протест, носивший характер бунтарства гордой одинокой личности, то теперь уходит от индивидуализма, и это герой-романтик прекрасно понимает:

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду; пора пришла.

Героя волнуют уже не только личные переживания, но и судьба своего поколения, народа и родины. В зрелом периоде творчество Лермонтова и его лирический герой с наибольшей полнотой стали выражать общественные интересы.

В этом отношении наиболее характерным является стихотворение «Смерть поэта». В нём герой-гражданин от лица передовой русской общественности и, пожалуй, от лица всего народа выражает не только глубокую скорбь по поводу смерти А. С. Пушкина, но и ненависть, гнев и презрение к его убийцам. Обращаясь к ним, лирический герой гневно восклицает:

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар?..

Он восхищается поэтом и упрекает его в доверчивости:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?

В заключительной части стихотворения лирический герой поднимается до уровня гневного общественного обвинителя. Голос героя дрожит от негодования, а его речь страстная, эмоциональная заставляет читателя видеть не только конкретных виновников гибели А.С. Пушкина, но и нечто большее:

А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов.
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!

Убийцей великого поэта явилась сама система полицейско-самодержавного государства, ибо:

Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчит!..

Лирический герой грозит убийцам поэта ответственностью перед потомками:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

В этом стихотворении читатель в лирическом герое видит самого Лермонтова. Это его гневный голос поэта-обличителя заставляет нас страдать, думать, действовать.

В стихотворении «Поэт» лирический герой размышляет о роли поэта и поэзии в общественной жизни. Кинжал, ставший «игрушкой золотой», вызывает у автора невольное сравнение с состоянием литературы в тридцатые годы. Лирический герой — это сам поэт. Он обращается к собратьям по перу с призывом активно вторгаться в общественную жизнь. Он вспоминает то время, когда:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Это было время Пушкина и декабристов, когда «мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…». С гневом и горечью поэт-гражданин устами своего героя спрашивает:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Надо сказать, что образ поэта-гражданина Лермонтов раскрывает в целом ряде стихотворений, среди которых наиболее знаменитыми будут такие, как «Журналист, читатель и писатель», «Кинжал», «Не верь себе», «Пророк».

В зрелый период творчества Лермонтова лирический герой все чаще и полнее выражает позицию передовой части русского общества. В стихотворении «Дума» герой-гражданин затрагивает проблему общественного положения человека в условиях мрачной реакции, пришедшей на смену общественному подъему двадцатых годов. Глядя на свои современников, герой размышляет о том, что его грядущее «иль пусто, иль темно». Почему же героем овладело такое беспокойство? Оказывается, его современники ушли в сторону от общественных проблем:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевеля…

Они инертны, поэтому «к добру и злу постыдно равнодушны». Герой упрекает поколение, которое выступление «отцов» на Сенатской площади считает «ошибками». Герой предрекает своим современникам не только забвение и презрение потомков, но:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом.
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Четкая гражданская позиция лирического героя проявилась в его отношении к родине и народу. Патриотизм поэта-гражданина связан не со «славой, купленной кровью». Лирический герой любит необъятные просторы своей страны: её леса, поля, «разливы рек её, подобные морям». Героя приводят в восторг «дрожащие огни печальных деревень», но больше всего его восхищает русский народ, и он:

Вечером росистым.
Смотреть до полночи готов
На пляску с топотаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Лермонтов, как и его лирический герой, отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России. Он восстает против политического гнета, бездеятельности. Его лирический герой страстно зовет своих современников к борьбе за свободу и счастье людей. И в этом смысле лирический герой был современнейшим выражением идеальной жизни русского общества тридцатых годов. «По этому признаку, — говорит Белинский, — мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».

Работа Е. Сулейменова, ученика 11 класса, из пятого выпуска школьного журнала «Лицеист», 1998 года. Главный редактор журнала – Феликс Аронович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *