Честь — жизнь моя…

В человеке должно быть
все прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли

А.П. Чехов.

К основным нравственным категориям относят совесть, долг, достоинство, честь, справедливость.

Под привычным словом «совесть» понимают способность осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения. Совестью измеряются совершаемые поступки.

Совесть имеет вполне земное происхождение. Она несет в себе опыт определенной эпохи, класса, различных социальных групп, в которых протекает жизнь человека. Следовательно, и совесть бывает разной. У мыслящего совесть иная, чем у того, кто не способен мыслить. Каннибал не испытывал угрызений совести, съедая поверженного врага, так же, как и рабовладелец жил в мире с собственной совестью, считая раба говорящим орудием.

Подросток, попав в хулиганскую компанию, может не испытывать мук совести, участвуя в антиобщественных делах, но ему совестно «выдать товарища».

Никому небезразлично мнение людей о себе: радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносима несправедливость. Хотим мы того или нет, но ежечасно, каждодневно мы согласуем свое поведение с общественными интересами. Самый простой пример: в обычный день встаем рано утром, стараемся не шуметь, чтобы не мешать другим. Сидим на уроке, соблюдаем школьную дисциплину. Едем в автобусе или трамвае, уступаем место старшим. Но есть и такие ситуации, к решению которых совесть может оказаться не готовой. Например, человек поступает «как все», по образцам, принятым в обществе или группе, и уверен, что он хороший. А образцы могут оказаться плохими.

Совесть — это не орган чувств. Это сознание человека. Сознание, без которого не может, не должен жить человек, — просто не должен — это уже совесть.

Люди с чистой совестью — люди долга, чести, достоинства. Можно без преувеличения сказать: любое проявление благородных, достойных качеств для человека становится делом совести, долга и чести.

Честь неотделима от конкретного общественного положения человека, она как бы принадлежит ему в зависимости от деятельности и его моральных заслуг. Потому-то говорят о профессиональной чести, чести коллектива. Человек честного труда чувствует себя на земле хорошо. Его заслуги признаются, уважается его труд.

Основная сфера формирования моральных качеств личности — общество, жизнь. Моральные качества проверяются в повседневной жизни. В жизни встречаются самые разные, самые неожиданные ситуации, когда человеку случается проверить глубину и устойчивость своих убеждений. Выбор правильного выхода в сложившихся обстоятельствах всегда определит нравственный фундамент человека. Выбор же, как поступить в этой или иной ситуации, не всегда прост. Часто приходится бороться с самим собой, подавлять желание поступить так, как проще, легче. Тогда человек сам с собой вступает в конфликт. И от того, каким образом он его разрешит, зависит его жизненная позиция.

Польский педагог Януш Корчак был глубоко убежден, что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. «…Счастлив тот, кто идет неуклонно без страха и сомнения туда, куда указывают ему совесть и убеждения. Не может быть счастлив человек, … если он вступил в сделку со своей совестью».

Каждому необходимо всматриваться в себя и в жизнь! Важно воспитать в себе единство чести и совести, не забывая, что любой случай в жизни — своеобразная школа поведения, в результате чего накапливается нравственный багаж.

Пусть мы с детства знаем, что надо с уважением и заботой относиться к старшим. Но знание останется только знанием, если мы не воспитаем в себе осознанную необходимость выслушать их мнение, посильно помочь в работе, первому поздороваться, пропустить в дверях, уступить место в общественном транспорте.

Человек начинается с желания помочь людям. С забот о других начинается его нравственная активность. А раз так, то у каждого должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание чести, совести, долга перед собой вырастает в ответственность перед всеми людьми, в уважение к каждому человеку.

Различные люди, действуя во имя идеи, руководствуются или чувствами, или разумом. Галилей предстал перед судом инквизиции и должен был выбрать между костром и отказом от учения Коперника. Он выбрал отказ. Галилей поступил так, потому что понимал, что из двух зол выбирает меньшее. Его отказ был формальным актом, разумным в тех обстоятельствах, в которых он оказался.

Джордано Бруно выбрал другой путь. Он жертвовал собой во имя идеи. Но если Галилей принял рациональное решение в конфликте с совестью, то Бруно — по голосу совести, в ладу с самим собой. Он погиб, но совесть его чиста. Так, в выбор жизненной позиции всегда включается еще один компонент — нравственный: совесть.

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения, чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, анализировать, взвешивать своё поведение, желания, стремления.

«Вещь потерял — ничего не потерял, — утверждает народная мудрость, — здоровье потерял много потерял, честь потерял — все потерял. Потерял честь, совесть — потерял самого себя».

И рациональное и эмоциональное в человеке соединены неразрывно с его нравственной позицией. Не замещают совесть разумом, как и не подменяют совесть только чувствами.

Как же жить и что делать по совести и чести? Во-первых, наверное, жить по совести и чести — это прежде всего найти своё место в нравственном миропорядке, потом, исходя из этого места, продолжать движение. Что касается чисто практического проявления чести к совести — в отношении к учебе, работе, близким, к окружающим,- тут, наверное, все понятно. Человек знает, как жить по совести — «Не укради, не обмани, не предай». Да. Но ведь и крадут, и обманывают, и предают, а к близким своим, к детям заботливы, добры и тоже наставляют их: «Не укради, не предай…». Есть люди, которые имеют двойную совесть — на службе одна, дома другая (как двойная точка зрения) — это уже испорченность, от приспособленчества. А есть люди, которые так не умеют, они в худшем случае отмалчиваются там, где от них требуется поступиться совестью. Иногда они говорят правду. Страдают за нее, но говорят. Если совесть участвует во лжи, это уже не совесть, а что-то другое. Неискренность будет подавлять искренность, а поражение неизбежно — отсюда и трагедия.

Жить почести и совести — это значит быть духовной личностью, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека.

Нам дан брильянт, чтоб мы его блюли
За десятью замками: твердый, верный.
Отважный дух в груди нелицемерной.
Честь — жизнь моя: они срослись в одно,
И честь утратить – для меня равно
Утрате жизни.

В. Шекспир

Работа И. Улькиной, ученика 11 «В» класса, из пятого выпуска школьного журнала «Лицеист», 1998 года. Редактор журнала – Феликс Аронович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *