Боевая выручка

Очерк Алексея Никитина, ученика 10 класса, из второго выпуска школьного журнала «Лицеист», посвященного 50-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Редактор журнала – Феликс Аронович.

Лучше бы войну не вспоминать. Это понятно. А если вспомнить, то так, чтобы поменьше переживать и огорчаться.  Это тоже понятно. Но можно ли не вспомнить о людях, спасших нашу землю от фашистского нашествия. Разве не интересно, какими они были, сражавшиеся за Родину от Москвы до Берлина. Чем лучше мы будем знать наших героев, тем лучше узнаем себя, свои возможности. И рассказ это — о молодом человеке, защищавшем небо нашей Родины и пережившем все тяготы войны.

Маковский Спартак Иосифович. Герой Советского Союза.

Родился он в семье военного в 1920 году. Детство провел в Павлодаре, но учился на Украине в военном авиационном училище. Дни учебы пролетели быстро. Закончил обучение на «отлично», и 22 февраля 1940 года двадцатилетнему Спартаку Маковскому было присвоено первое воинское звание — младший лейтенант. Война застала летчика и его товарищей на дальневосточной границе, так что на фронт они попали лишь 19 апреля 1943 года. Но уже 6 мая того же года умелые действия Спартака были отмечены первой наградой — орденом Отечественной войны 1 степени.

Фронтовые будни тянулись однообразно. В день до двадцати боевых вылетов с курсом на территорию врага. Ничего примечательного, но подвиги складываются из незаметных, на первый взгляд, деталей. Вот каким был памятный день 4 января 1944 года.

В этот день Спартак Маковский, которому в то время было 25 лет, совершил свой замечательный подвиг. Звено из восьми самолетов 43-го истребительного авиаполка 278 сибирской Сталинской авиадивизии под командованием Спартака возвращалась с успешно выполненного боевого задания, не потеряв ни одного самолета. Сам Маковский постоянно держал в поле зрения поврежденную машину своего ведомого — младшего лейтенанта Кузнецова. Внизу медленно проплывал Днепр, по берегам которого расположился противник. Маковский рассчитывал незаметно пролететь над немецким воздушным заграждением. Но враг не спал. Фашистские зенитки открыли ураганный огонь. Откуда-то сбоку появились два «фокке-вульфа», но яростная атака Спартака заставила их уйти в облака. Тут он заметил, что за самолетом Кузнецова тянется бледно-голубой шлейф. Дым? Нет, не похоже. Приблизившись, Спартак увидел, что пробит бензобак, а шлейф — это ничто иное, как распыленный бензин, готовый в любую секунду вспыхнуть. Что и случилось от нескольких вражеских очередей.

Горящий самолет резко пошел вниз. «Бери в плавни, там партизаны!» — кричал Маковский по рации. Но она, очевидно, не работала. Кузнецов, не слыша инструкций, приземлился на фюзеляж в трехстах метрах от расположения противника. От горящего самолета он бросился к стогу сена, но оттуда уже бежали немцы. Кинулся назад — там тоже фашисты. Маковский в это время садился на свежий январский снег. «Что делает этот второй русский? » — думал фашист. «Почему они не стреляют? «- мелькнуло в голове у Спартака. — «А впрочем, это хорошо. Когда опомнятся, будем уже в воздухе».

Подвиг Спартака Маковского

Выруливая на свой след, оставшийся на снегу во время посадки, он приказал Кузнецову: «прыгай на правую плоскость, левую ногу в кабину, голову под козырек, руками держись за кронштейн прицела!» Так и взлетели под прицельным огнем немецких солдат. Вот где сказались оценки: посадка — «отлично», взлет — «отлично». Уже будучи в воздухе Спартак, хорошо зная свой самолет, почувствовал, что он не тянет. Взглянул на указатель состояния массы. Так и есть шасси не убрано. После того, как оно поднялось, самолет пошел быстрее, но сразу же «зачихал» двигатель. Оказывается, Кузнецов сдвинул рычаг зажигания, и мотор работал на одном магнето. Устранив неисправность, Маковский через некоторое время благополучно приземлился на своем аэродроме. Кузнецова с ранением ноги понесли в полевой госпиталь, а новоиспеченного героя кинулись обнимать и поздравлять боевые товарищи. Вечером командир части произнес поздравительную речь: «В этом подвиге товарищ Маковский показал исключительную храбрость и находчивость, рискуя своей жизнью, спасая ведомого летчика. Летный состав, подчиненный ему, стоит на высоком уровне боевой выучки. Как командир, обладает исключительными организаторскими способностями. За время боевой работы не было ни одного случая невыполнения боевого задания лично или его подчиненными. Техника пилотирования отличная. Радиосвязью овладел отлично. В воздушных боях по радио тактически грамотно руководит группой. Личный состав эскадрильи сплочен и готов исполнять любое боевое задание». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года «… за отличное выполнение боевых заданий командования, личную храбрость и проявленные подвиги в боях, 18 сбитых самолетов противника представляется к высшей правительственной награде — званию «Герой Советского Союза». За время войны Спартак Маковский совершил 216 боевых вылетов, участвовал в 76 воздушных боях, сбил 87 самолетов противника.

В настоящее время (по состоянию на 1995 год) он подполковник запаса. Его грудь украшают 16 боевых наград. Проживает в Запорожской области, поддерживая связь с Павлодарским краеведческим музеем.

Написано по материалам Павлодарского краеведческого музея. Благодарю за помощь сотрудников музея.

Уточнение: По данным Википедии Спартак Иосифович Маковский умер 27 марта 2000 года в возрасте 79 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *